- «Дом в котором мы живём». Проект краеведческой работы

 

Сайт школы № 7, г.Давлеканово

«Дом, в котором мы живём»

Проект краеведческой работы

 

 

 

Проект: «Дом, в котором мы живём»

 

                                             Я с детства так люблю-

                                  Твой сын -

                                                                         И гордость гор, и красоту долин,

                                            И золото земли

                                                         Т. Искандарова

 

Название проекта

Дом, в котором мы живём

Автор

проекта

Масалимова Ирина Сергеевна – заведующая библиотекой школы № 7

Юридическое лицо

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 7

Директор школы

Зиянгиров Марат Исламович

Адрес

453400 Республика Башкортостан

г. Давлеканово,

ул. Российская, 4

Телефон

8- 347-68 -3-58-50

Е- mail

davlscl7@ mail. ru

Участники проекта

        

Учащиеся 5-11 классов, учителя, родители, библиотекари школьных библиотек города и района.

Партнёры проекта

- Районный краеведческий музей

- Дом музей имени Ахияра Хакимова

- Дом детского творчества

- Школьные библиотеки города и района

- Учителя города и района занимающиеся краеведением

- Районная детская библиотека

- Краеведческий отдел центральной районной библиотеки

- Клуб Вауровец

- Исторический архив РБ

- Архив общественных организаций РБ

- Архив райвоенкомата

- Архив райсовета

- Архив редакции газеты «Аслыкуль»

 

Имеющиеся ресурсы для реализации проекта

- помещение

- компьютер, принтер

- учащиеся 9-11 классов прошедшие обучен  ие по работе с краеведческими материалами

- фотоаппарат

Для реализации проекта необходимо

- диктофон

- материалы для  витрин и планшетов при организации школьного музея

- всего на реализацию проекта необходимо -20 000 рублей

Основные направления проекта

- Формирование и создание фондов краеведческой литературы по истории и культуре Башкортостана и нашего Давлекановского района.

-Обслуживание учащихся, учителей и родителей и пропаганда краеведческой литературы и материалов о родном городе и районе.

-Реализация краеведческих ресурсов через издательскую деятельность и информирование о них учителей и учащихся.

- Поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки.

Условия для реализации проекта

За три года существования нашей школой нами накоплен определенный опыт краеведческой работы. В школьной библиотеке краеведческий кружок «По малой Родине моей». Была поставлена задача, начать поиск материалов по истории и культуре Давлекановского района, заняться формированием краеведческих фондов. На основе накопленных материалов библиотекарь вместе с учащимися принимает участие в республиканских и российских конкурсах..    

     Совместно с краеведческим музеем района предполагается издать сборник работ учащихся нашего города, куда войдут исследования Петровой Насти, Пыжьяновой  Ольги, Басовой Анны. Начата работа по созданию музея. В библиотеке начат сбор материалов и экспонатов. В данной работе большое содействие оказывают родители учащихся.

 

Обоснование проблемы

     События последних лет подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание молодого поколения. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата обществом  патриотического сознания. В молодёжной среде получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм. Сегодня как никогда стоит проблема воспитания патриотов своей страны способных стать гражданами России. Проект «Дом, в котором мы живём» направлен на решение данной проблемы. Он предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.

Способы реализации

- работа по программе «По малой Родине моей»;

- встречи со старожилами города и района;

- организация тематических книжных выставок;

- проведение библиотечных уроков, вечеров, обзоров, викторин, игр краеведческого направления;

- создание рекомендательных указателей и списков литературы;

- встречи с ветеранами;

- издание материалов по истории, культуре родного края…

Основные этапы реализации

Реализация проекта предполагается в три этапа:

- первый организация фондов, работа с источниками;

- второй поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки.

- создание школьного музея.

Цели

- Воспитание патриотизма

-  Воспитание толерантности

- Формирование граждански активной личности

- Расширить информационные возможности школьной библиотеки

- Научить учащихся различным видам поиска необходимых материалов по истории родного края

-   Научить учащихся работе и обработке архивных материалов

Задачи

- Создать архив краеведческих материалов

- Способствовать творческому раскрытию учащихся

- Организация школьного музея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Память народа непреходящая ценность. Она передаётся от одного поколения другому, знаменуя собой продолжение жизни, продолжение традиций и обычаев народа, продолжение его истории. При этом краеведение является источником пробуждения к историческому прошлому своей страны, своего народа. Использование краеведческого материала необходимо для более полного понимания прошлого своей Родины. Роль краеведения в воспитательном процессе  велика. И поэтому для нас  людей работающих в школе сегодня одной из основных задач является возрождение, сохранение и развитие культурного наследия народов проживающих в нашей республике. Решение данной задачи поможет компенсировать наши потери в духовной сфере. Изучение истории и культуры малой Родины способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к родной стране. Разрабатывая, данный проект мы планируем дать учащимся знания о прошлом и настоящем Давлекановского района, его особенностях и достопримечательностях, привить девчонкам и мальчишкам  потребность в действенной  заботе о будущем своей земли, научить их работать с архивными материалами по истории родного края. Только воспитание на примере того, что находится рядом, что можно увидеть, услышать, потрогать, что доступно не на подвиге в масштабах огромной страны, а на подвигах и делах своих земляков, своих бабушек и дедушек даст реальные плоды.                                                                                                                                       Проект «Дом, в котором мы живём» и направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине. Он включает в себя следующие направления:

§        Организация фондов, работа с источниками

§        Поисковая и исследовательская деятельность

§         Создание школьного музея

 

 

 

 

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ

Организация фондов, работа с источниками

Первый этап проекта  направлен на создание краеведческих фондов в нашей школьной библиотеке. Нам необходимо пополнить  фонд краеведческими изданиями, такими как справочные, энциклопедические издания, произведениями писателей нашей республики и выходцев из нашего района, рефератами учащихся, аудио и видео материалами, дисками, материалами из архивов.

ЦЕЛИ:

§           Активизировать краеведческую работу школьной библиотеки;

§           Формирование краеведческих информационных ресурсов о родном крае;

§            Воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции  учащихся.

ЗАДАЧИ: 

§        Формирование и создание фондов краеведческой литературы по истории и культуре Башкортостана и нашего Давлекановского района.

§        Провести работу по формированию специализированной части фонда  посвященному истории города Давлеканово и района: фотографии, различные карты, рукописные материалы, тематические папки газетных вырезок, альбомы, летописи, краеведческие экспонаты и другие материалы.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

§           Конкурс «Топонимика на карте Давлекановского района»;

§           «Это мой город». Конкурс архитектурных проектов учащихся;

§         «Я и мой город». Конкурс фотографий учащихся;

§      Этнопанорама. Конкурс на лучший рассказ о традициях и обычаях народов   проживающих в нашем районе

§     «Наше наследие». Выставка изделий старины, реликвий хранящихся в семьях учащихся;

§         «Голос истории». Запись интервью с земляками участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда.

 Реализация краеведческих ресурсов через издательскую деятельность и   информирование о них учителей и учащихся.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

 

§         Работа по созданию Сводного краеведческого каталога школьных библиотек;

§          Создание различных библиографических указателей литературы, в которых бы отражалась история, экономика, культура города Давлеканово и района;

§         Создание Календаря знаменательных дат района;

§         Организация краеведческих книжных выставок;

§        организация публикации работ учащихся на страницах районной газеты «Аслыкуль»;

 

 Обслуживание учащихся, учителей и родителей и пропаганда краеведческой литературы и материалов о родном городе и районе.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

 

§        Изучить  потребности учащихся, учителей в краеведческих материалах (путем проведения опросов, анкетирования, анализа выполненных справок, анализа читательских формуляров);

§         Организация работы кружка «По малой Родине моей»;

§        Организация и совершенствование работы по литературному краеведению (пропаганда творчества Ахияра Хакимова, Амирхана Еникея, Баязита Дима, Расимы Ураксиной, Ольги Шелест, участие в мероприятиях проводимых домом музеем Ахияра Хакимова);

§        Организация и проведение работы по историческому краеведению (вместе с учащимися при помощи их родителей сбор сведений о нашем городе и районе );

§        Поддерживать связь с учителями других школ занимающихся краеведением (Казанцевым Александром Александровичем, Сурковой Натальей Борисовной гимназия №5, Хабибуллиной Гузель Газимовной СОШ № 1, с клубом «Вауровец»)

                                                  

ЭТАП ВТОРОЙ

 Поисковая и исследовательская деятельность школьной библиотеки.

Второй этап проекта  направлен на организацию исследовательской деятельности учащихся МОБУ СОШ №7. На организацию сбора материалов по истории, культуре, экологии Давлекановского района, на изучение культуры народов проживающих в нашем районе, сбор материала о наших земляках участниках Великой Отечественной войны. Для этого в школе принята и утверждена программа «по малой Родине моей».

ЦЕЛИ:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;  сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

ЗАДАЧИ:

§         Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.

§         Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.

§         Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

§         Активизация поисковой деятельности учащихся.

§          Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

§         Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

§        Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

§        Начать работу по созданию видеотеки по истории малой родины;

§         Организация этнографических экспедиций по деревням района для сбора материалов о культуре народов проживающих на территории нашего Давлекановского района;

§         Сбор фольклорных материалов;

§         Начало сбора экспонатов для школьного музея;

§          «Пишем летопись Давлекановского района». Запись воспоминаний старожилов, участников военных действий, бабушек и дедушек.

 

ЭТАП ТРЕТИЙ

Создание школьного музея

Третий этап проекта направлен  на создание школьного музея

ЦЕЛИ: Способствовать развитию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся

ЗАДАЧИ:  

§        воспитание у детей и подростков чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов проживающих в нашей республике;

§        приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.

§        содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

§        охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города;

§        активная экскурсионно-массовая работа с учащимися,  тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

§           Разработать положение о музее МОБУ СОШ №7;

§         Систематическая поисковая, фондовая, экспозиционная работа;

§         Организация тематических экспозиций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения